Основные направления снижения стоимости расходов по расширению Москвы или нужна ли нам «зеленая революция»

Основные направления снижения стоимости расходов по расширению Москвы или нужна ли нам «зеленая революция»

Автор: Яковенко Роман

 

Совет Федерации в конце декабря 2011 года официально одобрил проект по изменению границ Москвы и области, в результате чего площадь столицы должна увеличится в 2,5 раза. В соответствии с принятым постановлением Совета Федерации территория обновленного города вырастет за счет земель Московской области, расположенных между Киевским и Варшавским шоссе. На этих присоединяемых территориях находятся несколько крупных и мелких населенных пунктов, включая такие города, как Щербинка и Троицк. Мэр Москвы С. Собянин в одном из своих выступлений отметил, что это постановление означает появление новых возможностей по развитию столицы, создание новых деловых, административных и финансовых центров. Планируется, что существенно возрастут объемы современного строительства жилых объектов, будут облагораживаться и благоустраиваться крупнейшие национальные парки Москвы, зоны отдыха для москвичей и гостей столицы. Таким образом, определено перспективное направление развитие города на несколько десятилетий.

По мнению экспертов, для расширения столицы на юго-запад необходимо около 10 трлн. руб. При этом только на развитие транспорта развивающейся Москвы в ближайшие четыре года выделено около 2,2 трлн. руб. По мнению некоторых производителей оборудования, представителей строительных компаний, применение передовых технологий позволит несколько сократить грядущие расходы. В частности, если московские чиновники позаимствуют опыт зарубежных коллег, которые ранее практически решали аналогичные задачи, экономия может составить свыше 300 млрд. рублей.

Несомненно, существует несколько направлений снижения затрат в ходе предстоящего строительства. Лишь некоторыми из них являются:

- оптимизация автомобильного движения, борьба с пробками;

- упорядочивание работы аэропортов;

- преобразование системы распределения электроэнергии;

- борьба с лужами на улицах;

- строительство экодомов (или Green Building).

Итак, первым направлением является экономия за счет оптимизации процесса автомобильного движения в городе. В различных мегаполисах мира в результате огромных автомобильных пробок напрасно сжигаются тысячи литров бензина, грузы опаздывают по назначению, снижается производительность труда. Казалось бы, эффективной мерой борьбы с пробками могло бы стать строительство новых дорог, хотя мировой опыт демонстрирует нам, что эффективной может быть и совсем другая мера. Кардинально разрешить проблему может только существенное сокращение использования личного автотранспорта. Поэтому в ряде зарубежных городов самое существенное внимание уделяется созданию инфраструктуры, включающей «полосы» для движения велосипедов, общественного транспорта и пешеходов.

В настоящее время в различных городах мира перемещения людских масс все чаще и активнее применяют скоростные современные автобусы. Стоимость их невысока, а принцип функционирования отчасти напоминает метро. Расчеты специалистов доказывают, что километр маршрута скоростного автобуса может обойтись в среднем в 20-30 раз дешевле, чем такой же отрезок путей метро (на строительство одного километра метро в Москве расходуется примерно 130 - 320 млн. долларов США). Поэтому логично было бы поразмышлять о том, что на юго-западе Москвы вместо строительства новых веток метро целесообразно проложить десятки новых автобусных маршрутов? Учитывая то, что в ближайшие годы в «старой» Москве планируется построить 45 новых станций метро общей стоимостью около 8 млрд. долларов, на автобусах можно было бы существенно сэкономить.

Необходимо признать, что для успешной борьбы с пробками одними автобусными маршрутами не обойдешься, здесь нужен комплекс мероприятий. Одним из таких мероприятий могла бы стать широкомасштабная установка интеллектуальных светофоров. На примере практического опыта, полученного в Австралии, такая инновация позволяет сократить среднее время водителей на 20%, а количество остановок на ходу и потребление бензина – примерно на 40 %. Правда, следует отметить, что реализация подобной идеи обойдется дорого. Так, если обычный светофор обходится в сумму с установкой от 3 000 до 30 000 долларов, то интеллектуальный – в 100 000 долларов.

Особенность интеллектуальных светофоров заключается в том, что они способны динамично реагировать на плотность потока и скорость движения автотранспорта. При этом главным условием успешной работы «умных» систем является наличие разветвленной сети дорог (которая у нас зачастую отсутствует). Но если все же дороги удалось бы разгрузить таким образом, это позволило бы хорошо сэкономить. По разным подсчетам Москва в год теряет из-за пробок не менее 30 млрд. рублей.

Во-вторых, свыше 3 млрд. долларов (80 млрд. рублей) можно сэкономить в результате изменения режима работы московских аэропортов, которые чрезмерно загружены и близки к той критической точке, при достижении которой они не смогут обслужить всех гостей столицы. Например, специалисты аэропорта Домодедово в связи с постоянным увеличением пассажиропотока в последние годы пришли к выводу о целесообразности расширения воздушного порта и строительстве дополнительных взлетно-посадочных полос (ВПП).

При рассмотрении аналогичной ситуации представители Федерального авиационного управления США считают, что в данном случае существуют решения, которые не предусматривают освоения новых территорий. Например, оптимизация Вашингтонского национального аэропорта им. Р.Рейгана была осуществлена за счет применения технологии ADS-B (Automatic Dependent Surveillance-Broadcast), которая позволяет получать более точную и надежную информацию о нахождении лайнеров в воздухе и на земле. Результатом применения данной технологии явилась возможность без ущерба для безопасности сократить время между взлетами и посадками самолетов.

По мнению некоторых российских экспертов, московские аэропорты используют взлетно-посадочные полосы не так интенсивно, как в США. Но дополнительные ВПП все равно строить надо, потому что их нынешней пропускной способности не хватит, даже если ввести перспективные системы автоматизации.

Приблизительная оценка экономической целесообразности прокладки новых взлетно-посадочных полос показывает, что отказ от их строительства и возможное применение других вариантов позволит сэкономить почти 3 млрд. долларов.

По информации Федерального авиационного управления США, внедрение технологии ADS-B в одном аэропорту обходится в 25 тыс. долларов. Цена строительства современной ВПП составит около 1 млрд. долларов. Вокруг Москвы находится три аэропорта, которые планирует расширить.

В-третьих, в последнее время страны Запада активно переходят на использование цифровой системы подачи и распределения электроэнергии, позволяющей сократить ее потери и оптимизировать расход. Данная система получила название Smart Grid. Потребность в такой системе возникла тогда, когда начали строить электростанции с небольшой мощностью. Управлять ими в периоды пиковых нагрузок зачастую непросто. Например, когда летом все включают кондиционеры (а зимой - обогреватели), эти разрозненные станции не могут поставить требуемое количество электроэнергии. Система же Smart Grid позволяет координировать их работу, забирая энергию у менее загруженных электростанций.

Кроме того, данная система легко совместима с «умными» домами. Например, за счет подачи сигнала о том, в какое время следует переходить в режим энергосбережения. В Европейском Союзе благодаря Smart Grid ежегодно экономится в среднем 10 % электроэнергии.

Внедрение в 2006 году в Италии такой системы, охватившей на первом этапе 27 млн. домов, привело к экономии в 750 млн. долларов в год. На подключение одного домохозяйства в Нидерландах тратится около 410 долларов. В Москве насчитывается 3,9 млн. домохозяйств, то есть подключение системы может обойтись в 1,6 млрд. долларов. А ежегодной экономии, исходя из опыта Италии, можно добиться на уровне 326 млн. долларов.

В-четвертых, во многих российских городах ливневая канализация не справляется с нагрузкой и давно не ремонтировалась из-за отсутствия средств. После сильных дождей в городах появляются огромные лужи.

С подобными трудностями сталкивались и власти других стран. Например, власти города Филадельфии (США) долгое время безуспешно пытались выделить около 9 млрд. долларов на расширение канализационных сетей. Решение проблемы обошлось муниципалитету в 45 млн. долларов, причем подземных работ не проводили. На крышах домов были разбиты газоны, посажены деревья и кустарники. После дождя вода задерживается в таких «висячих» садах и постепенно стекает по сливам, при этом больших луж не образуется.

В г.Торонто (Канада) программа по озеленению крыш действует с 2006 года. Городские власти требуют создавать «зеленые» крыши на всех новых объектах. В Москве, если перенести в нее опыт Торонто, можно было бы выиграть свыше 150 млн. долларов.

В-пятых, оптимизировать расходы при расширении Москвы можно было бы за счет строительства «зеленых домов» (Green Building). Это инновационное направление строительства, в ходе которого делается акцент на энергоэффективность и экологию. Обычно выделяют три главных принципа экологической стройки: рациональное использование ресурсов (энергии, земли, воды), минимизация вреда природе и создание комфортного для человека микроклимата в здании.

Сегодня «зеленое» строительство, пожалуй, главный тренд на мировом рынке недвижимости. Новая идея заключается в следующем: перспективные дома должны расходовать намного меньше энергии и воды, не вредить здоровью человека и по возможности сами вырабатывать энергию.

В целом, Россия продолжает оставаться белым пятном на карте «зеленого» строительства, отставание от передовых стран при этом оценивается в 30-40 лет. Хотя в прошлом году ситуация чуть изменилась. Был реализовано несколько проектов в области «зеленого» строительства; несколько зданий сертифицированы по международным системам экологической оценки LEED и BREEAM. О «зеленом» строительстве заговорило даже государство: несколько таких зданий планируется построить в Сочи и в Сколково.

Основной резерв экономии западные эксперты увидели не в снижении себестоимости строительства, а в сокращении эксплуатационных издержек. Так, если проанализировать цикл жизни здания, то на строительство приходится лишь 20 % общих затрат, остальные 80 % - на последующую эксплуатацию. Заметим, что переход от анализа себестоимости строительства к оценке затрат ресурсов здания за весь срок его жизни – один из принципиальных подходов Green Building.

Почему «зеленое» строительство может стать актуальным и в России? Сразу по нескольким причинам. Во-первых, в последние годы постоянно растут цены на газ и электричество. Во-вторых, отсутствует повышенный спрос на рынке недвижимости, а застройщики вынуждены задумываться о том, за счет чего они могут выделиться среди конкурентов. В-третьих, заметное ухудшение качества жизни в больших городах нашей страны породило живой интерес к проблемам экологии.

Помимо энергоэффективных домов, к «зеленому» строительству можно отнести здания бионической архитектуры, постройки из естественных материалов, автономные самодостаточные дома, вырабатывающие энергию, и многое другое.

Итак, попробуем систематизировать основные направления экологического строительства. Анализируя все возможные направления можно выделить несколько основных.

1. Линия строительства, которая делает ставку на экономию тепла и воды. Оказывается, что именно в этом направлении добиться положительного результата проще: здания хорошо утепляют, все чаще используют рекуператоры (это устройства, позволяющие отбирать тепло из воздуха, который выходит из жилья при вентиляции). Все чаще используют системы сбора дождевой воды. В таких зданиях делают два водопровода: один с питьевой водой, другой – с технической.

В целом система технологий для экономии тепла и воды уже отработана. Ярким примером массового строительства энергоэффективных домов являются безотопительные пассивные дома с ультранизкими теплозатратами. За последние годы в Австрии и Германии их построено более 15 тысяч. Страны Европы делают очень многое для утепления жилфонда и перехода к возобновляемым источникам энергии.

2. Использование высоких технологий в процессе экологического строительства (или экохайтек). Как правило, относят наиболее современные офисные здания со сложными инженерными системами, устройствами переработки мусора и так далее. Такие дома дороги в строительстве, экономический эффект от применения таких систем не очевиден. Но крупные корпорации все же постепенно начинают реализацию проектов экохайтека (сейчас это модно).

3. Использование примитивных технологий (или экологический лоутек). Относим к данному направлению те дома, при строительстве которых ставка делается на природные местные материалы (дерево, глину, солому, тростник). В последние годы это направление переживает настоящий бум. В европейских странах такие технологии фактически узаконены, для соломенных домов уже существуют строительные нормы.

4. Автономные экологические дома. Независимость зданий и населенных пунктов от внешних источников энергии становится все более популярным. Так, город Фрайбург (ФРГ) к 2045 году планирует стать энергонезависимым, перейдя на возобновляемые источники энергии (в настоящее время более 50 зданий в одном из экологических районов этого города производят энергии в полтора раза больше, чем потребляют). В настоящее время автономные системы обеспечения очень дороги, но европейские правительства всячески способствуют их созданию и внедрению. Например, в Германии при установке солнечных батарей до половины стоимости системы может компенсироваться государством.

5. Экологический футуризм. Под этим направлением объединяем архитекторов и исследователей, занимающихся широким спектром тем: от строительной ботаники до новых источников энергии.

Критики экологической стройки в нашей стране небезосновательно считают, что «зеленые» здания – это дорогие игрушки для богатых. В России такие здания будут обходиться еще дороже, потому что все оборудование (материалы) приходится везти из-за границы. Многие специалисты считают, что для России, богатой нефтью и газом, данная проблема не является актуальной. Вместе с тем, серьезные доводы в пользу актуальности экологического строительства имеются.

Во-первых, «зеленое строительство», как правило, дороже обычной стройки, зато такие здания дешевле в эксплуатации. То есть, если брать весь цикл жизни здания, то «зеленые» дома дешевле обычных. Здесь, конечно, важен срок окупаемости дополнительных затрат. В российских пилотных проектах экологических коттеджей заявлено, что он составляет более 10 лет. Это, конечно, много. Первые «зеленые» здания в Европе были тоже очень дорогими, но в процессе совершенствования архитектурных проектов и инженерии их цена стала вполне экономически обоснованной. В отдельных случаях за счет виртуозной работы архитекторов и инженеров Green Building может стоить и вовсе как обычный дом. Нет сомнения, что и в России потенциал для удешевления строительства и инженерных систем очень велик.

Во-вторых, отдельные инженерные системы являются совсем недорогими. Так, в столичном офисе «Дукат-плейс III» (первом «зеленом» офисе России) самыми быстроокупаемыми оказались водосберегающие смесители: они окупились за три месяца. Есть опыт установки тепловых насосов на заводах, где новое оборудование окупалось за 6-12 месяцев. Солнечные коллекторы в подмосковных коттеджах могут окупаться за 3-5 лет. По расчетам специалистов, при проектировании удаленного поселка, порой выгоднее положиться на возобновляемые источники энергии, чем подключаться к газу, - подключение к которому сегодня очень дорого.

В-третьих, некоторые «зеленые» здания обойдутся при строительстве не дороже обычных (что может быть актуальным при строительстве подмосковных дачных поселков и зданий на территории «новой» Москвы). Имеется ввиду экологический лоутек: дома, построенные с использованием местных природных материалов, обходятся дешевле, чем дома из кирпича.

В-четвертых, энергоресурсы будут дорожать из года в год. Значит, время работает на «зеленое» строительство: с каждым годом такие здания будут становиться все выгоднее. При определенном уровне цен обычные здания могут оказаться просто разорительными.

Основным локомотивом развития Green Building в мире являются национальные правительства. В России же государство очень инертно в этом вопросе.

Хотя, нужно отметить, что в 2009 году был принят Закон об энергоэффективности. Реализуется программа утепления домов. В Сочи 10 зданий должны получить международные экологические сертификаты.

Но к вышеупомянутому Закону не были выпущены нормативные акты. Он предполагает, что субсидии могут получить только те проекты, которые войдут в специальные программы. Значит, доступ к дотациям сможет получить только крупный бизнес, способный войти в такие программы.

На программы утепления зданий в Москве были потрачены миллиарды рублей. Дома утепляли за счет установки в квартирах пластиковых окон. Однако результат был получен отрицательный: потребление тепла не уменьшилось, а в некоторых домах даже выросло. Дело в том, что советские дома не имеют специальной системы вентиляции, свежий воздух поступает через щели в окнах и дверях. После установки в квартирах пластиковых окон приток свежего воздуха прекратился, а отопительная система оставалась прежней. Чтобы проветрить квартиру зимой, люди стали чаще открывать окна, выпуская тепло.

Олимпийский Сочи мог стать локомотивом инновационного процесса в российском строительстве. Но уже понятно, что не стал, - шанс упущен. Часть зданий строится по старым проектам. Сейчас в готовую проектную документацию пытаются внести какие-нибудь энергоэффективные элементы.

Интересным «зеленым» проектом может стать Сколково. Все здания там должны получит сертификаты не менее чем LEED Silver, а половина энергии будет вырабатываться непосредственно на месте. Однако Сколково ориентируется на дорогие высокотехнологичные решения.

В настоящее время все в России настроены против энергоэффективности: монополисты не заинтересованы в снижении потребления энергии своими клиентами. Экология не является большим приоритетом для российского правительства. Наша страна пока не справляется и с более актуальными вещами: не разработана действенная жилищная программа, не упорядочено дикое градостроительство и некоторые строительные нормативы. Так что пока «зеленое» строительство, скорее всего, будет развиваться без поддержки со стороны государства.

Приведенные выше примеры и направления сокращения расходов в ходе расширения Москвы не являются исчерпывающими. Но пока в нашей стране используется классический подход: капитальное строительство и рост вширь, несмотря на то, что города образца начала 21 века – очень неэффективные образования, это уже доказано множеством примеров в других странах мира. Там ведут перестройку по новым принципам, и для этого огромные деньги вовсе не требуются.

28 мая 2012 г.

Комментарии

assell0egos6

<a href=http://suhagra.science/>suhagra without prescription</a> <a href=http://buytrazodone.review/>buy trazodone</a> <a href=http://metformin1000mgnoprescription.se/>metformin</a> <a href=http://seroquelxr.nu/>seroquel</a>

26 апреля 2016 г.

assell7nufeu

<a href=http://zoviraxcost.nu/>buy herpes medication without a prescription</a> <a href=http://nolvadex-for-sale.top/>buy cheap nolvadex</a> <a href=http://sildalis.cricket/>sildalis</a>

26 мая 2016 г.

asElwdyfz6

<a href=http://buy-nolvadex.webcam/>buy nolvadex</a> <a href=http://buytamoxifen.top/>buy tamoxifen</a> <a href=http://bupropion.mom/>bupropion</a> <a href=http://albuterolonline.top/>generic albuterol online</a> <a href=http://citalopram-hbr-20-mg.nu/>citalopram hbr 20 mg</a>

9 июня 2016 г.

katherinawaisanen.weebly.com

Do you have any video of that? I'd love to find out more details.

14 июня 2017 г.

Оставить комментарий
Имя
Адрес электронной почты
URL
Комментарий
Если что-нибудь введете в это поле, то ваш комментарий будет признан спамом
Banner
 
Russia

Электронный журнал «Инвестиционная карта»

Журнал «Инвестиционная карта» является зарегистрированным средством массовой информации – свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-47696 от 08 декабря 2011г.

Тематика журнала – информационно-аналитическая.

Журнал посвящен проектам и инвестициям, как в России, так и за рубежом.

Партнёры