Предпосылки для развития тепличных хозяйств в России
Автор: Глухов Дмитрий, руководитель проектов по оценке бизнеса АКГ «МЭФ – аудит»
В данной статье рассмотрена ситуация сложившаяся в тепличных хозяйствах и основные предпосылки развития тепличного бизнеса в России.
Промышленный тепличный бизнес в России набирает обороты. За последние два года активизировались потенциальные инвесторы и организаторы промышленных теплиц, значительная часть которых ранее не рассматривала тепличный бизнес как привлекательную площадку для инвестиций и диверсификации своего основного бизнеса. Так, например, дочерняя компания «АвтоВАЗа» - «АвтоВАЗагро» привлечет около 1,2 миллиарда рублей на строительство теплиц для выращивания овощей. Продуктовая розничная сеть «Магнит» собирается построить собственный тепличный комплекс по выращиванию томатов и огурцов. А подразделение «УГМК» - «УГМК-Агро» уже открыла первую очередь тепличного хозяйства под Екатеринбургом, затратив на это более пятисот миллионов рублей. В 2010 году более 20 крупных отечественных компаний заявили о своем желании вложиться в тепличный бизнес. При всем этом, строительство теплиц не сулит их будущим владельцам сверхприбыли.
Рассмотрим ситуацию, сложившуюся в тепличном бизнесе на данный момент. Анализ ситуации позволит понять причины развития промышленного тепличного бизнеса в России за последние два года.
По результатам комплексных исследований тепличной отрасли, проводимых компанией «Технологии Роста» в течение последних 5 лет, площадь работающего закрытого грунта в стране сейчас составляет около 1,9 тыс. га. С другой стороны, учитывая преобладание на территории России тепличных построек, возведенных в 80-х и даже 70-х годах прошлого столетия, очевидным становится факт неизбежного и массового вывода закрытого грунта из эксплуатации в течение ближайших 5 - 7 лет. Таким образом, первая причина, по которой возможно развитие тепличного бизнеса – это старые тепличные постройки в основной массе, которые необходимо выводить из производства и обновлять, либо развивать новые тепличные хозяйства.
Если в старых стеклянных теплицах хорошими урожаями считаются 25 - 35 кг/кв.м овощей, то в новых средний выход повышается до 50 - 60 кг/кв.м. Сами теплицы - морально устарели, поэтому вторая причина развития тепличного бизнеса – это модернизация старых теплиц и строительство новых, для повышения урожайности с квадратного метра, то есть интенсификация производства за счет новых технологий.
К сожалению, сегодня Российская Федерация вынуждена завозить из-за границы огромное количество овощей. И зачастую то, что продаётся на наших прилавках, по качеству не соответствует российским стандартам. Поэтому строительство новых комплексов и реконструкция старых позволит со временем навести порядок на отечественном рынке овощей. А пока, мы будем покупать израильские помидоры, иранские огурцы и турецкую капусту. Таким образом, емкость Российского рынка тепличных овощей, на сегодняшний момент, вынуждена заполняться импортной продукцией. Третья причина для развития тепличного бизнеса - это потребность рынка именно в отечественной продукции.
Согласно версии Проекта, опубликованной 09.02.2012 на сайте Минсельхоза, государство предполагает взять на себя затраты на возмещение ставки рефинансирования при обслуживании полученных кредитов, а также 20% расходов промышленных теплиц на электроэнергию. В Проекте предусматривается введение запрета штрафных санкций поставщиков энергоносителей за перебор или недобор утвержденных ранее объемов со стороны получателя. Есть пункты о льготах при страховании рисков теплиц. Итогом господдержки, по мнению разработчиков Проекта, должен стать резкий рост объемов строительства новых современных тепличных комплексов и модернизации старых, а также повышение урожайности культур защищенного грунта в 2 раза. Государственная поддержка развития тепличных хозяйств является важнейшим фактором для создания благоприятных условий развития тепличного бизнеса в России.
К 2020 году, по прогнозам Минсельхоза, площадь российских теплиц составит 4,7 тысяч га, а производство тепличных овощей должно вырасти до 1,7 млн. тонн в год. Таким образом, государство считает реальным за 9 лет увеличить площади теплиц и валовой сбор овощей закрытого грунта более чем в 3 раза.
Столь масштабный плановый рост промышленных теплиц и тепличного овощеводства может самым существенным образом изменить ситуацию в отрасли и соотношение платежеспособного потребительского спроса и предложения. С учетом дополнительных государственных дотаций и субсидий, должна вырасти инвестиционная привлекательность тепличных проектов для потенциальных инвесторов.
9 апреля 2012 г.

Электронный журнал «Инвестиционная карта»
Журнал «Инвестиционная карта» является зарегистрированным средством массовой информации – свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-47696 от 08 декабря 2011г.
Тематика журнала – информационно-аналитическая.
Журнал посвящен проектам и инвестициям, как в России, так и за рубежом.