Теги: ГЧП

Что препятствует реализации проектов ГЧП в России

Андрей Шкадов, Менеджер корпоративной практики «ФБК-Право»

За рубежом практика реализации крупных инвестиционных проектов по строительству инфраструктурных объектов получила достаточно широкое распространение. Государство, решая задачи строительства дорог, аэропортов, мусороперерабатывающих заводов, реконструкции очистных сооружений и объектов социальной инфраструктуры, привлекает для этих целей денежные средства частных инвесторов, получая возможность снизить финансовую нагрузку на и так дефицитный бюджет. При этом инвесторы получают гарантии возврата вложенных средств, а значит стабильный долгосрочный и, как правило, социально значимый проект. В России дела обстоят не столь радужно. Что же мешает реализации таких проектов у нас? За рубежом практика реализации крупных инвестиционных проектов по строительству инфраструктурных объектов получила достаточно широкое распространение. Государство, решая задачи строительства дорог, аэропортов, мусороперерабатывающих заводов, реконструкции очистных сооружений и объектов социальной инфраструктуры, привлекает для этих целей денежные средства частных инвесторов, получая возможность снизить финансовую нагрузку на и так дефицитный бюджет. При этом инвесторы получают гарантии возврата вложенных средств, а значит стабильный долгосрочный и, как правило, социально значимый проект. В России дела обстоят не столь радужно. Что же мешает реализации таких проектов у нас?

Одной из основных причин, по нашему мнению, может быть названо несовершенство нормативно-правовой базы. На текущий момент правовое регулирование этой сферы отношений у нас в России представлено весьма неоднородно: на федеральном уровне единого закона о государственно-частном партнерстве нет, и дискуссия относительно необходимости его принятия ведется последнее время весьма активно. При этом в 2005 году был принят и действует Федеральный закон «О концессионных соглашениях», регулирующий лишь одну форму ГЧП – концессию. Помимо этого в действующем законодательстве есть общие положения гражданского кодекса, не запрещающие заключать любой договор, не противоречащий требованиям законодательства.

В условиях отсутствия федерального закона о государственно-частном партнерстве на сегодняшний день более 40 субъектов федерации приняли собственные законы о ГЧП. В 2006 году в Санкт-Петербурге был разработан и принят первый региональный закон. Региональные власти поверили в то, что при должном уровне координации в рамках муниципалитета или области власть и бизнес в состоянии эффективно решать многие задачи. При этом «разношерстность» содержания региональных законов фактически приводит к тому, что инвестиционный проект, который может быть реализован в одном регионе, не получает возможности для реализации в другом регионе из-за отсутствия соответствующей правовой базы. Более того, региональное законодательство зачастую вступает в противоречие с требованиями федерального законодательства о размещении заказов для государственных нужд.

Вот пример. Допустим, проект ГЧП предусматривает возможность строительства на средства частного инвестора объекта инфраструктуры, который затем планируется передать в аренду представителю местного муниципалитета. Соглашение о реализации проекта должно предусматривать возможность предоставления земельного участка, заключения договора на строительство, а также возможность последующего заключения договора аренду. Для этого инвестор должен пройти не один, а три конкурса, поскольку федеральное законодательство о конкурсных процедурах предусматривает в таких случаях проведение трех отдельных конкурсов – на предоставление земельного участка под строительство, на заключение государственного (муниципального) контракта на строительство объекта и на заключение договора аренды с представителями местного муниципалитета. При этом основной идеей проекта ГЧП является предоставление и земли, и подряда и права на заключение договора аренды путем проведения единого конкурса – на право заключения соглашения о реализации проекта.

Одной из особенностей проектов ГЧП является большой срок инвестиционной окупаемости, достигающий 25-30 лет. Естественно, он требует предоставления публичным партнером инвестора – субъектом федерации либо муниципалитетом надежных гарантий возврата денежных средств. Основная проблема здесь в том, что горизонт бюджетного планирования по бюджетному кодексу ограничен тремя годами. Это максимум, на который можно заложить в бюджет расходование денежных средств. Более длительные гарантии могут быть предоставлены в рамках долгосрочных целевых программ. Однако утверждаются и сворачиваются они решением местной исполнительной власти. Поэтому даже если действующее руководство региона приняло решение о запуске той или иной целевой программы и включило расходы на нее в местный бюджет, новая команда, пришедшая ему на смену, может пересмотреть это решение. Поэтому для частного инвестора такие условия предоставления гарантий не всегда являются однозначно надежными. 

Что может изменить сложившуюся ситуацию? Сегодня эксперты расходятся во мнениях. Одни считают, что необходимо принятие централизованного федерального закона о государственно-частном партнерстве, другие полагают, что специальный закон не нужен – достаточно точеных изменений соответствующих положений различных отраслевых нормативных актов. При этом почти все эксперты сходятся во мнении, что необходимость изменения регулирования этой сферы существует и федеральному законодателю необходимо предпринять ряд последовательных мер по улучшению качества нормативного регулирования сферы государственно-частного партнерства. 

20 марта 2012 г.

Комментарии

assellp3tkkx

<a href=http://vermox.click/>vermox</a> <a href=http://buytadalafil.accountant/>buy tadalafil</a> <a href=http://voltaren-gel-price.nu/>diclofenac cream</a> <a href=http://advaircost.science/>is there a generic advair</a> <a href=http://buy-cymbalta.cricket/>cymbalta</a> <a href=http://buy-medrol.bid/>medrol</a>

2 июля 2016 г.

asElavqze0

<a href=http://buymetformin.stream/>metformin</a> <a href=http://diflucanonline.click/>diflucan online</a> <a href=http://genericforcymbalta.science/>generic for cymbalta</a> <a href=http://zithromax2016.us/>buy zithromax pfizer</a> <a href=http://celexageneric.bid/>celexa</a>

24 октября 2016 г.

asElrwk4yu

<a href=http://bupropion.us.com/>bupropion</a> <a href=http://doxycycline.biz/>doxycycline</a>

26 ноября 2016 г.

marlysvandekamp.weebly.com

I was extremely pleased to find this website. I wanted to thank you for ones time for this fantastic read!! I definitely savored every bit of it and i also have you book marked to see new stuff on your web site.

14 июня 2017 г.

Оставить комментарий
Имя
Адрес электронной почты
URL
Комментарий
Если что-нибудь введете в это поле, то ваш комментарий будет признан спамом
Banner
 
Russia

Электронный журнал «Инвестиционная карта»

Журнал «Инвестиционная карта» является зарегистрированным средством массовой информации – свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-47696 от 08 декабря 2011г.

Тематика журнала – информационно-аналитическая.

Журнал посвящен проектам и инвестициям, как в России, так и за рубежом.

Партнёры