Проекты-призраки: «Белкомур»

Автор: Кобелев Павел, ведущий специалист Департамента оценки АКГ «МЭФ – аудит»

Среди множества реализуемых инвестиционных проектов на территории Российской Федерации встречаются и мега проекты заявленные более 10 лет назад, однако, несмотря на их масштаб и высокую значимость для экономики, так и оставшихся на бумаге. Одним из таких проектов, по моему мнению, является проект «Белкомур».

Суть данного проекта в строительстве железнодорожной магистрали Архангельск–Сыктывкар–Гайны–Соликамск, соединяющей по кратчайшему маршруту промышленный Урал с северными морскими портами (Мурманск и Архангельск). Железная дорога общей протяженностью 1155 км., из которых новое строительство 715 км., остальное реконструкция и усиление действующих линий.

По замыслу проект нацелен на создание инфраструктуры для стратегического развития сразу нескольких регионов: Пермского края, Архангельской области и Республики Коми .Белкомур состоит из двух участков: Северный и Южный. Первый проходит по территории Архангельской области и Республики Коми, второй от Сыктывкара по территории Республики Коми и Пермского края. Новая магистраль повысит грузопотоки данного направления, за счет сокращения более чем на 800 км пути транспортировки, снизит стоимость перевозок на 40-50 % а так же будет способствовать освоению прилегающих территорий, богатых природными ресурсами. Белкомур поможет разгрузить существующие Горьковскую, Свердловскую, Северную и Октябрьскую железные дороги.

Этапы проекта.

1-ый этап: "Северный участок" - Строительство отрезка железной дороги Карпогоры-Вендинга

1 очередь - строительство ж.д. линии Карпогоры-Вендинга

2 очередь - реконструкция действующих участков. Участок соединит малодеятельные ныне убыточные тупиковые линии Архангельск-Карпогоры и Сыктывкар-Вендинга. Таким образом, будет создан, более короткий выход из Республики Коми к Архангельскому морскому порту, на Кольский полуостров и в Финляндию, что уже на первом этапе позволит улучшить межрегиональные и внешнеторговые связи Республики Коми и Архангельской области в деле освоения полезных ископаемых, лесопромышленных ресурсов.

2-ой этап: "Южный участок" - Строительство отрезка железной дороги Сыктывкар-Пермь

1 очередь - строительство ж.д. линии Сыктывкар-Пермь

2 очередь - доведение участков 1-ой очереди до проектной мощности

Участок даст прямой выход на главную транссибирскую железнодорожную магистраль Москва-Владивосток и сократит пробег грузов на выходах с Урала к портам Архангельска и Мурманска, а также в порты Финляндии.

Особую значимость проект «Белкомур» приобретает для грузоотправителей только в случае синхронной реализации проекта строительства нового глубоководного района Архангельского порта, тем самым будет обеспечена оптимальнаятранспортно-логистическая схема, направленная на развитие связей Российской Федерации с торговыми партнерами на товарных рынках стран ЕС, Северной и Южной Америки, Центральной и Юго-восточной Азии.

Развитие инфраструктуры повлечет за собой развитие производственных мощностей на предприятиях региона, например объем грузоперевозок «Уралкалия»к 2015 году может вырасти вырастет с 11,5 до 16 млн тонн в год. В 2016-2018 годах к ним может присоединится ежегодная перевозка свыше 2 млн тонн калийных солей «Еврохима». По оценкам, реализация проекта «Белкомур» также будет способствовать росту промышленного производства на основных предприятиях, оказывающих влияние на развитие районов, в том числе: ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК», ОАО «Шахта Интауголь», ОАО «Воркутауголь»; ООО «ЛУКОЙЛ – Ухтанефтепеработка», ООО «Енисей»; ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», ООО «РН-Северная нефть». Активизация деловой активности на предприятиях приведет к росту налоговых доходов бюджетов Региона, а так же приведет к создания более 50 тысяч новых рабочих мест.

Общий объем инвестиций необходимых для реализации проекта 598 млрдруб, из которых 80% это инвестиции частных инвесторов - более 479 млрд рублей.

Крупные предприятия, проявившие интерес по участиюв строительстве «Белкомура»

• ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК»

• ОАО «Ярега-руда»

• ОАО «Соликамскбумпром»

• ОАО «Березниковский содовый завод»

• ОАО «Уралкалий».

• ОАО МХК «Еврохим»

• ОАО «Акрон»

• Сосновский деревообрабатывающий комбинат

• ОАО «Ависма» филиал ОАО «Корпорация ВСМПО-Ависма»

Однако при очевидных плюсах данный проект встретил не однозначную реакцию со стороны ОАО «РЖД», железнодорожники опасались, что новая ветка снизит грузопотоки с действующих направлений, сделав их убыточными. А так же представители Минтранса считают «неочевидными» перспективы увеличения грузопотоков в северные порты по новой магистрали, поскольку, помимо строительства самой дороги, необходимы крупные вложения в развитие северных портов.

Реализация данного проекта могла бы ускорится с помощью механизма Государственно-Частного партнерства (ГЧП) который только начал реализовываться на практике. Похожий проект был заключен достаточно недавно, ОАО «РЖД» и крупнейший частный отечественный газодобытчик НОВАТЭК подписали соглашение по увеличению пропускной и провозной способности железнодорожной инфраструктуры на участке Лимбей–Сургут–Тобольск. РЖД вкладывают в этот проект 10 млрд рублей. НОВАТЭК – около 30 млрд рублей, но взамен получает гарантированную возможность с 2014 года ежегодно вывозить с Пуровского ГПЗ до 11 млн тонн газового конденсата в порт Витино (Мурманская область).

В сентябре этого года исполнится 15 лет с того момента как было организовали акционерное общество «Белкомур», однако в настоящее время так и не реализовано большинство планов по строительству. О чем в свою очередь на совещании, посвященном ключевым проектам развития Пермского края, министр экономического развития Эльвира Набиуллина - «Конечно, проект перспективный, он на слуху, мы его поддерживаем. Но нам надо понять не только, как мы будем финансировать проектирование "Белкомура", но и как мы будем его строить. Потому что нереализуемый проект продвигать бессмысленно, он может просто устареть. Проект важный, и нужно сразу договариваться о том, как он будет реализовываться. Может быть, посмотреть на очередность – вводить очередями, чтобы расширять транспортные возможности».

Таким образом, для реализации проекта «Белкомур» необходимо найти оптимальное решение по строительству и реконструкции, а так же поиск механизмов реализации проекта на различных уровнях власти и бизнеса, что послужит значительным вкладом в экономику регионов, развитию неосвоенных территорий, созданию новых рабочих мест. Реализовать проект возможно с применением механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП). 

17 февраля 2012 г.

Комментарии

assellyklskc

<a href=http://buy-robaxin.date/>buy robaxin</a> <a href=http://buy-rimonabant.webcam/>buy rimonabant</a> <a href=http://generic-for-lexapro.nu/>generic lexapro</a> <a href=http://cleocin.mom/>cleocin</a> <a href=http://buy-clindamycin.xyz/>get more info</a>

1 июля 2016 г.

asEln0ow72

<a href=http://allopurinol.men/>allopurinol</a> <a href=http://fluoxetine.tech/>fluoxetine</a> <a href=http://doxylin.top/>buy doxycycline for dogs</a>

13 октября 2016 г.

jaggedfuel5305.jimdo.com

What's up, its fastidious piece of writing about media print, we all know media is a enormous source of data.

8 июня 2017 г.

Ralphpexia

puedo tomar cialis si no sufro de disfuncion erectil <a href="http://cialisxrm.com/">cialis generic</a> cialis viagra generici <a href=http://cialisxrm.com/>cialis without a doctor prescription</a>

6 сентября 2017 г.

GeraldJap

discount prescription drugs online <a href="http://canadianpharmacyrxbsl.com/">canadian pharmacy</a> global pharmacy canada <a href=http://canadianpharmacyrxbsl.com/?prednisone-withdrawal-after-5-days>prednisone withdrawal after 5 days</a> canadian family pharmacy <a href="http://canadianpharmacyrxbsl.com/?lasix-generic">lasix generic</a>

20 сентября 2017 г.

MatthewteaDs

discount prescription drugs online <a href="http://canadianpharmacyrxbsl.com/">canadianpharmacyrxbsl.com</a> prescription drug <a href=http://canadianpharmacyrxbsl.com/?diflucan-over-counter-walgreens>diflucan over counter walgreens</a> best online canadian pharcharmy <a href="http://canadianpharmacyrxbsl.com/?viagra-generic-availability">viagra generic availability</a>

21 сентября 2017 г.

MatthewteaDs

canada pharmacy online <a href="http://canadianpharmacyrxbsl.com/">canadian pharmacy</a> buy drugs online <a href=http://canadianpharmacyrxbsl.com/?sertraline-dosage>sertraline dosage</a> safe canadian online pharmacies <a href="http://canadianpharmacyrxbsl.com/?what-is-sertraline">what is sertraline</a>

21 сентября 2017 г.

MatthewteaDs

canadapharmacyonline.com <a href="http://canadianpharmacyrxbsl.com/">canadian pharmacies shipping to usa</a> online pharmacies no prescription <a href=http://canadianpharmacyrxbsl.com/?metformin-lawsuit>metformin lawsuit</a> canadian viagra <a href="http://canadianpharmacyrxbsl.com/?urgent-news-about-metformin">urgent news about metformin</a>

22 сентября 2017 г.

Оставить комментарий
Имя
Адрес электронной почты
URL
Комментарий
Если что-нибудь введете в это поле, то ваш комментарий будет признан спамом
Banner
 
Russia

Электронный журнал «Инвестиционная карта»

Журнал «Инвестиционная карта» является зарегистрированным средством массовой информации – свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-47696 от 08 декабря 2011г.

Тематика журнала – информационно-аналитическая.

Журнал посвящен проектам и инвестициям, как в России, так и за рубежом.

Партнёры